АРГУНОВ Иван Петрович. Биография художника
               
               
    Логин или емайл:   Пароль:   
Войти с помощью:
 Запомнить меня на сайте: 
       
Продажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников.
Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.
Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.
   
 Поиск по фамилии:     
 Подписка:  
               

Случайная работа

 Потртет. Емец Илья Николаевич, выдающийся кардиохирург современности
Рудницкая Жанна
"Потртет. Емец Илья Николаевич, выдающийся кардиохирург современности"

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
792 человек
Художники online:
belihdarja
Временно забаненные:
сейчас нет на сайте

Рейтинг АртонлайнРу

artveroni.ru
живопись маслом для продажи, ню, пейзажи, портреты
mindraw.web.ru
Научно-художественный Проект
vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE
artepuro.es
ArtePuro.es
kashina.ru
Гостиная Изящных Искусств Евгении Кашиной

Опросы

Разрешить оставлять комментарии не зарегистрированным пользователям?
Да, всем
На усмотрение автора работ
Запретить
Затрудняюсь ответить
Голосовать и увидеть результаты:
Голосовать и увидеть результаты:

Наши партнеры

По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.


АРГУНОВ
Иван Петрович


1729, ? - начало 1802, Москва


         Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева - одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, - И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны - признанный художник, с другой - бесправный раб. А ведь уже в 1750-х гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками "спавшие с голоса" певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

         Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет. В 1750 г. художник завершает парадный "Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского", в 1754-м - парный к нему "Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской". Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В будущем Аргунов станет писать мягче и технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям. Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760; в экспозиции ГРМ выставлен как "Портрет неизвестного скульптора", а парный к нему портрет М. Н. Аргуновой, 1760-е, - как "Портрет жены неизвестного скульптора").

         В портретах супругов К. А. и X. М. Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

         Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых ("Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой", 1753; "Портрет графа П. Б. Шереметева", 1760, и парный к нему "Портрет графини В. А. Шереметевой", середина 1760-х, и др.). Среди них выделяется "Портрет В. П. Шереметевой" (1766), на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье. Писал художник и "исторические" портреты предков своих хозяев - фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского. Писал и императриц - Елизавету Петровну и Екатерину II.

         Но более известен "Портрет калмычки Аннушки" (1767). Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократии была мода на калмычат, как до того - на арапчат.

         В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - "Портрет Толстой". Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

         1760-е гг. - время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770-80-х гг. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение - "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784) - первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном "парадном" костюме, как считали некоторые исследователи).

         В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел - архитектор, Николай - живописец, Яков - живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).


Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской. 1754. Масло


Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784. Масло


 
Copyright 2005 - 2025 АртонлайнРу
Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на сайт artonline.ru



* Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя "Обратную связь"