ЧЕРНЕЦОВ Григорий Григорьевич 1802, г. Лух, Костромская губ. - 1865, Петербург ЧЕРНЕЦОВ Никанор Григорьевич. Биография художника
               
               
    Логин или емайл:   Пароль:   
Войти с помощью:
 Запомнить меня на сайте: 
       
Продажа картин, покупка картин, галереи картин русских художников.
Работы в жанрах пейзаж, портрет, натюрморт, абстракция, ню.
Живопись, графика, рисунок, скульптура и др.
   
 Поиск по фамилии:     
 Подписка:  
               

Случайная работа

 Альстромерия
Герасимов Владимир
"Альстромерия"

Активность на сайте

Сейчас на сайте:
792 человек
Художники online:
belihdarja
Временно забаненные:
сейчас нет на сайте

Рейтинг АртонлайнРу

artveroni.ru
живопись маслом для продажи, ню, пейзажи, портреты
mindraw.web.ru
Научно-художественный Проект
vgarde.ru
Сайт художника Владимира Гарде V.GARdE
artepuro.es
ArtePuro.es
kashina.ru
Гостиная Изящных Искусств Евгении Кашиной

Опросы

Разрешить оставлять комментарии не зарегистрированным пользователям?
Да, всем
На усмотрение автора работ
Запретить
Затрудняюсь ответить
Голосовать и увидеть результаты:
Голосовать и увидеть результаты:

Наши партнеры

По любым вопросам сотрудничества обращайтесь, используя форму обратной связи.


ЧЕРНЕЦОВ
Григорий Григорьевич


1802, г. Лух, Костромская губ. - 1865, Петербург

ЧЕРНЕЦОВ
Никанор Григорьевич


1805, г. Лух, Костромская губ. - 1879, Петербург


         Судьба братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых, талантливых выходцев из народа, типична для своего времени: сначала они преодолели множество препятствий для достижения заветной цели, потом верно служили своим искусством просветительской идее, а в конце, вместо благодарности современников, их ожидали забвение и нищета.

         Чернецовы исключительно много работали. Творчество каждого из них не претерпело каких-либо значительных изменений, поэтому выглядит целостно. Они ездили по России и запечатлевали виды разных ее мест, делали бесконечные зарисовки и этюды с натуры. На основе этого материала писали потом в мастерской картины. Новое для их времени стремление к документальной точности в изображении всего увиденного соединялось у художников с классицистической академической выучкой, со стремлением прозреть идеал в натуре. В их картинах присутствует радостное чувство открытия жизни вокруг (не чужой, не отвлеченной, не схематичной). Каждый раз они заново пристально вглядываются в природу, не позволяя себе впадать в рутину однажды выработанного приема. Отсюда большая притягательность искусства Чернецовых, его обаяние.

         Чернецовы не были учениками А. Г. Венецианова, но, не достигая масштабов его дарования и глубины творчества, шли во многом по его пути. Этот путь - "рабское следование натуре" (А. Г. Венецианов) и интерес к родной природе, к собственному национальному бытию. Правда, в отличие от Венецианова, братья ездили и по другим странам (побывали в Италии, Египте, Сирии, Палестине, Греции, Турции) и там тоже неутомимо работали, но большинство из этих произведений (за исключением ряда итальянских) значительно уступает сделанным в России.

         Отец братьев был иконописцем. Рисованию и общеобразовательным наукам учил их старший брат Евграф, тоже иконописец.

         В 1819 г. семнадцатилетний Григорий Чернецов приехал в Петербург поступать в АХ. Его не приняли в число казенных учеников, но разрешили ежедневно по два часа рисо вать с оригиналов. Первые три года в Петербурге Григорий прожил в ужасающей бедности, только на те скудные средства, что присылал ему Евграф. Однако он упорно работал и в 1822 г. получил за свои рисунки малую серебряную медаль. ОПХ назначило талантливому молодому человеку стипендию. В 1823 г. ОПХ приняло под свое покровительство и приехавшего к брату Никанора Чернецова. Учились братья в АХ у пейзажиста М. Н. Воробьева. В 1827 г. они окончили Академию с малыми золотыми медалями за изображения интерьеров Эрмитажа.

         Никанор Чернецов по характеру дарования более тяготел к пейзажу. Интересы Григория были шире: помимо пейзажей, он писал портреты, интерьеры, массовые многофигурные сцены. Оба брата были не только высокопрофессиональными живописцами, но и прекрасными рисовальщиками.

         После окончания АХ Григория зачислили художником в "Кабинет Его Величества". В его обязанности входило изображение различных официальных событий - торжественных встреч, парадов, молебствий и пр.

         Главное его произведение в этом роде - огромное полотно "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" (1832-37). Больше половины картины занимает небо с бегущими по нему облаками. Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева - император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную и первую часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, А.Н.Оленин, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме).

         Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась Николаю I: слишком много внимания уделено зрителям парада и мало - ему самому. Картина простояла несколько лет в мастерской автора, пока ее не купили в дар наследнику престола.

         В это время Никанор Чернецов путешествует с председателем ОПХ по Кавказу (1829-31). Потом он находится на службе у новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова в Крыму (1833-36). В результате он проехал все побережье Черного моря от Поти до Анапы, жил в Тифлисе, познакомился с Кахетией и Абхазией, добрался до границы с Турцией в Карее. Столь же внимательно осмотрел достопримечательности Крыма. Его интересовали природа, города, руины, быт, костюмы, различные этнические типы. Никанор сделал несколько сот очень тщательных рисунков акварелью, пером и сепией, на основе которых написал позже множество картин маслом ("Вид Суринамской крепости в Грузии", "Вид Тифлиса", обе 1832; несколько вариантов "Дарьяльского ущелья", 1832-33; "Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря", "Вид у подножия Аю-Дага", обе 1836; "Крымские Гагры в Абхазии", 1837; "Вид Тифлиса", 1839, и др.). Никанор Чернецов создал своеобразную живописную энциклопедию юга России. Картины его были очень популярны - в эпоху романтизма ценили экзотику. Известно, что в кабинете А. С. Пушкина висел пейзаж Никанора "Дарьяльское ущелье" (1832).

         С 1837 г. братья Чернецовы работают вместе. У них возникает идея проплыть от истока до устья по Волге и запечатлеть все те красоты и достопримечательности, которыми так богата великая русская река. Со свойственной им целеустремленностью Чернецовы эту идею осуществляют. С 22 мая по 18 ноября 1838 г. они, вместе с младшим братом Поликарпом и учеником Антоном Ивановым, плывут в специально оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани. Недалеко от Астрахани лодку затерло льдами, и плавание пришлось прекратить.

         Опять было много зарисовок, этюдов и позже картин. Сделали братья и полную рисованную панораму обоих берегов Волги. Она состояла из 1981 листа, имела длину более 700 м и накатывалась на валик. Чернецовы поднесли ее Николаю I. Ответом был "ценный подарок": панораму забрали в Эрмитаж (в 1880-х гг. уже говорили об ее обрывках, ныне она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге).

         В 1840-х гг. Чернецовы в основном работают за границей. В Италии Григорий пишет большой протокольно точный портрет в пейзаже "Русские художники в Риме в 1842 году" (1842). Изображены А. А. Иванов, Ф. А Бруни, И. К Айвазовский, А Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов (всего 43 портрета) на фоне развалин римского Форума. У Никанора появляется несколько самых свободных, самых живописных и гармоничных в его творчестве пейзажей ("Колизей", 1840; "Грот в окрестностях Рима", 1840-е, и др.).

         Новые мотивы художники привезли из стран Ближнего Востока. В Петербурге они пробовали издавать тетради литографий с видами Палестины, но успеха не было, и издание пришлось прекратить. Материальные дела Чернецовых расстраиваются. Они пишут еще по прежним впечатлениям виды разных мест: Григорий - "Площадь Святого Петра в Риме во время папского богослужения", "Мертвое море" (обе 1850), "Подземная часовня в Иерусалиме" (1852); Никанор - "Вид Юрьевца-Повольского" (1851), "Вид на Волге" (1852), "Вид города Ярославля", "Вид города Саратова при закате солнца" (оба 1860), "Вид Иерусалима с Елеонской горы" (1863) и др.

         В надежде на материальную помощь братья в 1862 г. подносят новому императору, Александру II, рукописный экземпляр своих "Записок о путешествии по Волге" с иллюстрациями в тексте. На этот раз не последовало даже "ценного подарка".

         Когда в 1865 г. умер Григорий Чернецов, Никанору не на что было похоронить его. АХ прислала 200 рублей через две недели. Больной и нищий Никанор предлагает руководству АХ купить 4 портфеля рисунков его и Григория. После долгих раздумий АХ согласилась приобрести рисунки в рассрочку на несколько лет. Никанор Чернецов так и не получил всей суммы.


Вид Юрьевца-Повольского. 1851. Масло


Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. 1832. Масло


Парад... 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. 1832-37


Крымское побережье лунной ночью. 1834. Акварель


Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837. Масло


Вид Тифлиса. 1832. Акварель, тушь, белила


 
Copyright 2005 - 2025 АртонлайнРу
Перепечатка материалов разрешена только при наличии ссылки на сайт artonline.ru



* Обращаем Ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация носит справочный характер, и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к администрации сайта, используя "Обратную связь"